обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 06.07.2001 

Прошу Вас, помочь разобраться в следующей схеме и по возможности ответить на возникшие вопросы.
    1. Итак, Предприятие "А" финансирует выпуск продукции предприятия "В" (оба предприятия резиденты Украины).
    2. После выпуска продукции, предприятие "В" поручает продать изготовленную продукцию предприятию "А" резиденту России, предприятию "С", стоимость продукции с учетом НДС и учетом скидки 5%
    3. Предприятие "А" реализует продукцию предприятию "С" (не резиденту)по цене более выгодной.
Вопрос:
    1. может ли предприятие "А" финансировать выпуск продукции и каким договором закрепить отношения с предприятием "В", таким образом, что бы продукция не стала собственностью предприятия "А".
    2. Понятно, что при такой реализации продукции, ставка НДС равна нулю, но возникает такой вопрос. Предприятие "В" передает продукцию на комиссию предприятию "А" по какой цене, с учетом НДС или без НДС?
    2.1. Если с НДС, то кому будет возвращаться НДС, на какой стадии, и как тогда быть с надбавкой в цене?


Для оформления отношений между предприятием и инвестором возможно применение нескольких видов договоров, соответственно конкретному случаю. Так, объединяя средства одного и производственные мощности другого предприятий, они выступают как субъекты, каждый из которых вложил свой вклад, и их отношения представляют собой совместную деятельность, которую можно оформить, заключив соответствующий договор. Однако при таком варианте, как указывает ст.432 ГК Украины, вклады участников и имущество, созданное и приобретенное ими в результате совместной деятельности является их совместной собственностью. Поэтому, чтобы избежать ситуации возникновения права собственности на изготовленную продукцию у предприятия - инвестора, для предприятия – производителя удобным было бы оформление отношений посредством договора займа в соответствии со ст.374 ГК Украины. Здесь следует обратить внимание на то, что данный договор не является кредитным договором в понимании действующего ГК Украины, что, собственно, и делает его допустимым в данной ситуации. Договор займа вступает в силу с момента передачи средств заемщику. По договору займа заемщик обязуется возвратить занятое в том же объеме, то есть вознаграждение заимодателю таким договором не предполагается.

Согласно ст.395 и ст.397 ЦК Украины комиссионер действует от своего имени и совершает продажу товаров третьему лицу тоже от своего имени, и при этом комитент не продает свой товар комиссионеру. Комиссионер продает товар комитента третьему лицу. Ст.399 ГК Украины определяет, что в случае продажи товара комиссионером на более выгодных условиях, чем определены комитентом, эту выгоду получает комитент. То есть комиссионер продает товар дороже не свою пользу, а в пользу комитента. Чтобы защитить возможность получения выгод самим комиссионером, возможно стоит передать товар на комиссию сразу на условиях конечной продажи и увеличить комиссионное вознаграждение. Либо передать товар на условиях купли продажи, тогда, будучи собственником товара, субъект может его продавать на удобных для него условиях. Закон Украины Об НДС определяет в качестве объекта обложения НДС продажу товаров (предоставление услуг) на таможенной территории Украины. Согласно п. 4.7. Закона об НДС, если плательщик осуществляет деятельность по договору комиссии, т.е. без перехода права собственности на товар, базой налогообложения является продажная стоимость таких товаров. Датой увеличения налоговых обязательств комиссионера является дата поступления оплаты или дата отгрузки товаров (п.7.3.Закона), а датой увеличения налогового кредита комиссионера является дата перечисления средств комитенту либо предоставление последнему иных способов компенсации стоимости товаров. При этом датой увеличения налоговых обязательств комитента является дата получения средств (или иных видов компенсации). Но это правило не распространяется на случаи вывоза товаров с таможенной территории Украины.

Анализируя эти положения, можно упросить: получая товар с НДС и продавая с обложением НДС по нулевой ставке комиссионер обязан оплатить комитенту стоимость товара с НДС, и у комиссионера возникает право на возмещение.

 


Каким образом с 1 июля 2001 года происходит обложение НДС при покупке украинскими резидентами товаров из России и наоборот? 
 
 


Импорт товаров (он же выпуск товаров для свободного обращения) Таможенный кодекс РФ определяет как таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе, который предусматривает:
уплату в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей. В соответствии с Законом РФ "О НДС" объектом обложения НДС являются товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации. То есть продажа товаров резиденту РФ будет облагаться НДС. Уплата налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, производится одновременно с уплатой других таможенных платежей.

Заметим, что освобождение от НДС товаров российского происхождения, которое предоставлялось в рамках Соглашения между Правительствами Украины и Российской Федерации о свободной торговле в соответствии с Постановлением КМУ от 5.01.98 №13, отменено Постановлением КМУ от 27.06.01 №745. Исключение составляют нефть и газ. Причиной послужило то, что Налоговый Кодекс РФ изменен в части взимания НДС, который теперь взимается по принципу "страны назначения". Закон Украины об НДС в п.3.1.2 определяет в качестве объекта обложения налогом ввоз (пересылку) товаров на таможенную территория Украины и получение работ (услуг), которые предоставляются нерезидентами для их использования на территории Украины.

 


Как законно открыть счет в иностранном банке? 
 
 
 


Согласно п.2 Положения о порядке выдачи физическим лицам – резидентам Украины индивидуальных лицензий на открытия счетов за пределами Украины и размещение на этих счетах валютных ценностей, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.11.00 №431, в случае возвращения физического лица – резидента Украины в Украину после пребывания его за рубежом временно открытый счет в иностранном банке должен быть закрыт.

Физическое лицо – резидент Украины имеет право без выезда за рубеж открывать счет в иностранном банке при наличии индивидуальной лицензии НБУ и согласия на это иностранного банка. Порядок закрытия такого счета регулируется требованиями вышеуказанного Положения и, условиями индивидуальной лицензии НБУ и условиями договора на открытие счета между физическим лицом – резидентом Украины и иностранным банком.

На физическое лицо – резидента Украины, впервые открывающее счет в иностранном банке на время его пребывания за рубежом, распространяются требования абзаца 2 пп. "д" п.4 ст.5 Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 №15-93, и для открытия такого счета индивидуальной лицензии не требуется.

Если физическим лицом – резидентом Украины был открыт счет в иностранном банке на основании индивидуальной лицензии НБУ, то срок действия этого счета обусловлен сроком лицензии независимо от того, как долго гражданин Украины находится за рубежом.

Если резидент Украины открыл счет в иностранном банке на время своего пребывания за рубежом, не требующий получения индивидуальной лицензии НБУ согласно п.4 ст.5 Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля", и желает оставить его открытым после выезда из страны пребывания, то н должен обратиться за выдачей лицензии в территориальное управление НБУ.

В период с даты обращения до даты принятия решения территориальным управлением НБУ на физическое лицо – резидента Украины санкции наложены не будут, не смотря на то, что счет оставался открытым.

Срок рассмотрения территориальным управлением НБУ документов на выдачу лицензии – 14 рабочих дней с даты поступления документов с обязательной их регистрацией. Согласно п.5 Положения, в случае отказа территориального управления НБУ в выдаче лицензии физическое лицо – резидент Украины в месячный срок обязано закрыть счет за пределами Украины.

Согласно информации Департамента валютного контроля НБУ. "Бизнес", 21 мая 2001 г., N 21 (436).

 


Банк может раскрыть информацию об операциях физлица (не "предпринимателя") по его письменному разрешению либо - по решению суда! 
 
 


Постановление Правления Национального банка от 14.12.99 г. N 587, которое обязывало коммерческие банки сообщать в налоговую о движении средств на счетах физлиц, уже не действует: 26 марта Ватутинский районный суд г. Киева отменил его, как противоречащее Конституции Украины и законам Украины. НБУ в своем письме от 19.04.01 г. N 18-112/1467-2599 с такой отменой согласился.

Однако это не дает повода расслабляться.

Для избежания "общения с "органами" стоит:

  • разбивать крупные денежные переводы на несколько мелких;
  • проводить операции через несколько счетов в разных банках (открытых на вас, на бабушку, дедушку и т. д.);
  • осуществлять переводы поэтапно, с периодом не менее 11 дней;
  • использовать разные формы переводов - банковские переводы, системы типа Western Union и Money Gram;
  • можно попробовать какой-нибудь специальной связью переслать в Украину дорожные чеки (и обналичить их здесь);
  • может, кто из ваших знакомых или родственников, случайно находящихся в Украине, имеет платежную карточку иностранного (российского или прибалтийского) банка.

В абз. 5 п. 8, а также абз. 6 п. 8 письма НБУ от 19.04.2001 г. N 18-112/1467-2599, отмечается, что органы налоговой службы, прокуратуры, Службы безопасности и МВД могут получать информацию об операциях на счетах физлица только по его согласию либо по решению суда.

Письмом от 19.04.2001 г. N 18-112/1467-2599 Нацбанк разъяснил, какие именно операции банковских клиентов, в том числе физических лиц, банки обязаны квалифицировать как сомнительные, затем идентифицировать лиц, которые проводят такие операции, и сообщать об этих операциях подразделениям по борьбе с организованной преступностью.

 


 

Наталья Плешкова
юрист

вверх страницы вверх страницы

  « вернуться к оглавлению консультаций

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000