обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 06.08.2001 

Можно ли считать закрытое акционерное общество учреждением?
 
 
 


Теоретические положения гражданского права определяют учреждение, как организацию, которая создается и финансируется собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера (см. Кузнецова Н.С., Луць В.В., "Цивільне право України", Юрінком ІНТЕР, 1999).

Рассмотрим подкрепление этой мысли в действующем законодательстве Украины. Статья 24 Гражданского кодекса (ГК) с некоторыми устаревшими определениями (т.е. называя все государственным) называет в качестве вида юридического лица государственные учреждения и иные организации, которые состоят на государственном бюджете, и имеют самостоятельный расчет, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов. Под юридическим лицом статья 23 ГК понимает организации, которые имеют обособленное имущество, могут от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или в третейском суде.

Закон "О хозяйственных обществах" считает таковыми предприятия, учреждения, организации, созданные на основании соглашения юридическими лицами и гражданами посредством объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли (ст.1 Закона). Хозяйственные общества являются юридическими лицами. Они могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, которая не противоречит законодательству Украины. К таким хозяйственным обществам Закон относит и акционерные, которым посвящен раздел второй Закона. То есть, учреждениями акционерные общества могут быть.

Интересно, что данная статья Закона о хозобществах определяет получение прибыли в качестве цели объединения имущества и предпринимательской деятельности участников хозобщества. Однако не стоит торопиться утверждать, что учреждение может отойти от сложившейся в юридической теории схемы его зависимости от финансирования собственника. На позициях зависимого финансирования стоит также и Закон "О налогообложении прибыли предприятий", который, перечисляя неприбыльные организации, называет и учреждения, например, финансируемые органами власти.

 


Работнице требуется справка с места работы о доходах. Работает она реализатором у частного предпринимателя, который работает без печати. Работники, оформляющие субсидию, настаивают на том, чтобы обязательно была печать. Как выйти из ситуации - ведь до сих никто не запрещал работать предпринимателям без печати?


Закон о предпринимательстве относит к субъектам предпринимательской деятельности как юридических так и физических лиц – граждан Украины, других стран, лиц без гражданства, не ограниченных законом в своей право- или дееспособности. Из содержания Постановления КМУ №740 "Про порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности" очевидно, что наличие печати характерно и для юридических и для физических лиц, если таковыми были сделаны действия, направленные на получение печати. При этом, получение печати не ставится в обязанность, а наличие печати не является обязательным реквизитом для документов. Однако, различные ситуации осложняют положение вещей. Так, любые государственные служащие в своей работе руководствуются инструкциями, и если согласно какого-либо пункта принимаемые документы должны иметь печать, то ознакомление служащего с иными нормативными документами, которые принес посетитель, не возымеет должного эффекта. Выход из данной ситуации возможен такой: одним из нотариальных действий по закону "О нотариате" является подтверждение действительности подписи физического лица на документе. Поскольку частный предприниматель бесспорно физическое лицо, это действие уместно, и решит проблему отсутствия печати на справке. Хотя, стоит отметить, что, к примеру, Постановление КМУ №89 от 04.02.95 никаких особенных требований к предоставляемым для получения субсидии документам не содержит.

 


 

Наталья Плешкова
юрист

вверх страницы вверх страницы

  « вернуться к оглавлению консультаций

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000