обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 25.12.2000 

Злостные мусорщики могут попасть в тюрьму.

 

Активное человеческое существование предполагает присутствие немалого количества побочных эффектов, в этом и состоит отчасти наше несовершенство, и природу человеческую не изменить. Но как это ни обидно, сами мы имеем на окружающий мир огромное влияние, причем далеко не позитивное. Как ни крути - люди.

Строительные работы, монтаж и ремонт сегодня - это все большее разнообразие: расширяется выбор материалов, повышается качество и скорость проведения работ, предлагается немало прогрессивных и экономичных технологий. Технологий много и они различны, но итог у них схож - появление отходов от проведения работ, дальнейшее избавление от которых может вылиться в серьезные проблемы, если вы свалите их в неположенном месте, отвезете в организацию, которая не имеет разрешение их принять, загрязните окружающую среду, не проведете учет, сокроете или перекрутите информацию о таких отходов и так далее, всего 16 пунктов статьи 42 Закона Украины об отходах от 05.03.98, содержащих примерный и, к тому же, открытый перечень возможных правонарушений в сфере обращения с отходами. Перечень этот притворен в жизнь в виде статей 821 - 826 и 933 Кодекса об административных правонарушениях, три из которых просто не позволяют бросать, смешивать и не учитывать отходы. Даже Уголовный кодекс потолстел на три статьи в связи с принятием упомянутого Закона, посему опасайтесь повлечь тяжелые последствия, за которые можно схлопотать до двух лет лишения свободы, и уж ни в коем случае не привлекайте несовершеннолетних собирать опасные отходы как вторсырье.

Словом, вопрос серьезный. И контролировать отношение к нему предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности и подчинения имеют полное право Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и его ораны на местах, государственная санитарно-эпидемологическая служба, иные органы исполнительной власти согласно своей компетенции, то есть местные советы. Всегда неплохо знать, кто именно может прийти с проверкой, кто имеет право выписать штраф, тем более, что частные субъекты предпринимательской деятельности для многих объект нападок, и поводов для такого нападения предостаточно. Отбрасывая факт обязательного исполнения возложенных на такие органы идейных обязательств, назовем их, отметим определенную часть их компетенции, ну, и сравним с тем, что в этой области предлагают делать нам самим, то есть компетенцию тех, кого контролируют:

Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и его органы на местах
  • выдача разрешений на осуществление операций в сфере обращения с отходами;
  • согласование мест размещения объектов обращения с отходами и их паспортизацию;
  • осуществление контроля за ведением субъектами предпринимательской деятельности первичного учета появления, собирания, обработки, утилизации и удаления отходов.
Государственная санитарно-эпидемологическая служба
  • осуществление государственного санитарно-эпидемологического надзора за исполнением государственных санитарных норм, правил, гигиенических нормативов во время появления, собирания, транспортировки, хранения, обработки, утилизации, удаления, уничтожения и захоронения отходов, а также обеспечением в стандартах, нормах, правилах и иных нормативных документах относительно обращения с отходами требований безопасности для здоровья человека.
Специально уполномоченные органы исполнительной власти
  • государственный контроль и надзор в сфере обращения с отходами.
Общественные инспекторы по охране окружающей среды
  • общественный контроль в сфере обращения с отходами (замечу, весьма таинственные субъекты неясного происхождения).
Производители отходов
  • первичный производственный контроль в сфере обращения с отходами.
Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему органы прокуратуры
  • надзор за соблюдением законов в сфере обращения с отходами
Граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, субъекты предпринимательской деятельности
  • обязаны вносить в установленном порядке и размере плату за пользование услугами предприятий, учреждений, организаций, которые занимаются собиранием, хранением, перевозкой, уничтожением, удалением и захоронением отходов.

И это не все, что установлено Законом об отходах. Согласно ст.32 Закона запрещено передавать небезопасные отходы тем, кот не обеспечивает их утилизацию либо удаление экологически безопасным способом, а ст.33 требует использовать места и объекты, выделенные для хранения и удаления отходов, соответственно тому, что заявлено в разрешении, и запрещает смешивать или захоронять отходы, для утилизации которых в Украине существует определенная технология. Так что, нужно не просто знать, куда можно вообще деть отходы, что возникли в результате вашей деятельности, но и уточнить, смогут ли там произвести соответствующую их обработку, а также, имеют ли там на это разрешение.

Понятия и термины, используемые в сфере обращения с отходами, требования к классификации отходов и их паспортизации, способы определения состава, методы контроля, требования к безопасности и другие характеристики в этой области отнесены Декретом КМУ о стандартизации и сертификации к обязательным государственным стандартам. То есть те моменты, на которые следует обращать внимание, предварительно выясняя вопрос об избавлении от произведенных отходов, заранее разработаны и установлены соответствующими ведомствами, отражены в правилах проведения конкретных работ, которые иногда стоит просмотреть, как бы этого не хотелось делать. К примеру, Типовое положение по планированию, учету и калькулированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденное постановлением КМУ от 09.02.96 №186, классифицируя затраты на материальные, на оплату труда, социальные, затраты на амортизацию и иные, относит к последним как раз затраты на услуги посторонних организаций, связанных с избавлением от отходов. Такие расходы необходимо планировать, не стоит о них забывать. Например, при проведение работ по устройству или ремонту кровель, при которых объем работ отличается не на много, в зависимости от используемого материала могут образоваться отходы битума, мастики, рубероида, резины, поликарбонатов, металлочерепицы, последняя именно из-за огромного количества отходов создает неудобства. Вопрос о том, что же со всем этим делать, лучше продумать заранее, уточнить расположения ближайшего объекта, который может принять и обработать такие отходы в соответствии с перечнем, закрепленным выданными такому объекту разрешительными документами. На практике это может оказаться не простой задачей.

Безусловно, определить представляют ли опасность отходы, что появляются в результате вашей деятельности, не просто. Для этого необходимо обратиться к специальным документам, таким как Государственный классификатор отходов, нормативы в сфере обращения с отходами, которые разрабатываются соответствующими министерствами, предприятиями учреждениями и организациями при согласовании с соответствующими органами исполнительной власти, Перечень опасных отходов, Перечень операций, связанных с утилизацией и удалением отходов, которые утверждает КМУ. Реестр объектов образования, обработки и утилизации отходов и мест удаления отходов, в которых содержится информация о том, какие именно виды отходов согласно классификатора принимаются на таких объектах, создается и ведется органами местного самоуправления.

Административная ответственность за нарушения в области обращения с отходами подразумевается и в сфере благоустройства. Закон не обязательно буквально называет нарушение, это известно. Так, ст.152 КоАП, которая согласно полномочий местных советов, данных им в соответствии со ст.5 этого кодекса, конкретизируется правилами, что выходят от этих органов. Так, правила благоустройства территории по обеспечению чистоты и порядка в г. Киеве, утвержденные Решением Киевского городского совета от 14.07.98 №94, по действиям конкретизирует, чего делать при проведении строительных, аварийных, ремонтных робот не стоит. Сами Главное управление контроля за благоустройством города и Государственное управление экологической безопасности любезно позволяют ознакомиться с правилами, на основании которых они же и штрафуют, проверено что называется на собственном опыте.

Информация сегодня становиться все более доступной. Поэтому подготавливаясь или уже проводя какую-либо деятельность, стоит учитывать все ее стороны, результаты, возможные последствия. Предприятия, которые занимаются определенным видом обращения с отходами не секретные объекты, в зависимости от направления своей деятельности необходимо получать информацию о тех из них, с которыми придется столкнуться, и такая информация доступна через общепринятые средства.

Наталья Плешкова
юрист

вверх страницы вверх страницы

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000