обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 26.03.2001 

ИМЕЕШЬ ПРАВО - УМЕЙ ЗАЩИТИТЬ.

О некоторых аспектах авторских прав авторов архитектурных проектов.

Право как факт - это не мало и само по себе. Но декларация прав - это лишь начальный этап, за которым непременно должны последовать процессы создания условий для их реализации, и главное - защиты. В теории права не случайно выделяют четыре формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение. Именно соблюдение определенных запретов и исполнение конкретных обязанностей со стороны одних субъектов дает возможность использования своих прав другими - теми, кому они принадлежат. Применение в данном случае проявляется в создании условий и устранении препятствий в использовании своих прав их носителями. И до тех пор, пока реальные условия не будут строиться исходя из описанного соответствия, права остаются мечтой.

Вопрос об авторском праве сегодня зазвучал и даже приобрел оттенок "модности", только вот об авторском праве на что…

Называть что-либо более или менее приоритетным просто бестактно - в обществе не бывает ничего более и менее важного, важно все в своей степени. И законодатель не обошел вниманием права авторов объектов архитектуры. В Законе Украины "Об авторском праве и смежных правах" (Ведомости Верховной Рады 1994 №13) добросовестно упоминается о "произведениях архитектуры", которым предоставляется законом охрана, и которые выделены отдельным седьмым подпунктом п.1 ст.5 Закона, то есть не просто какие-то там "другие произведения". Более того, Положение о государственной регистрации прав автора на произведения науки, литературы и искусства (см. Постановление КМУ от 18.07.1995 №532) даже поясняет, в каком виде следует предоставить произведение архитектуры для государственной регистрации, если возникла необходимость зарегистрировать права на него. А 20.05.1999 в Украине появился Закон "Об архитектурной деятельности" (Ведомости Верховной Рады 1999 №31), который уделил авторским правам архитекторов достаточно внимания, чтобы сделать вывод о том, что права есть, и их немало.

Что ж, подробнее о правах. Их классически подразделяют на имущественные и личные (неимущественные) права авторов. Что касается последних, помимо определенных Законом об авторском праве возможностей требовать признавать свое авторство, упоминать или напротив, запрещать упоминание своего имени, выбирать псевдоним, обнародовать произведение и противодействовать любому перекручиванию, уродованию, иному изменению либо посягательству на произведение, Закон об архитектурной деятельности позволяет архитектору сколь угодно фотографировать объект, обозначать на выстроенном объекте собственное имя и имена соавторов. И все это - в течение срока охраны авторских прав: при жизни и 50 лет после смерти.

И, хотя не хлебом единым, имущественные права представляют не меньший интерес. Автор имеет право на авторское вознаграждение. Автору принадлежит исключительное право на использование произведение, и относительно авторов произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства это право включает в себя право участия в практической реализации проектов. Использование проекта архитектуры для реализации допускается только единоразово, если иное не оговорено договором с автором, повторное использование возможно исключительно с согласия автора проекта либо его правоприемника, к тому же с выплатой авторского вознаграждения. Имущественные права автора переходят по наследству.

Декларировать и расписывать яркими красками перечисленные права авторов можно сколь угодно. Законом об архитектуре также выделены специально права архитектора, перечень которых содержит все то, что просто приходиться делать по причине того, что объект архитектуры (он же - объект строительства) - это даже не шило в мешке. Объемность и сложность процедуры появления здания или же, скажем, парка вынуждает автора такого проекта с момента возникновения идеи о его создании до, по меньшей мере, ввода в эксплуатацию, а зачастую, и после этого, принимать непосредственное участие в реализации своей идеи, нести немалую ответственность за каждое свое предложение, при этом проводя значительную документальную работу, соблюдать установленные нормы и стандарты (которых в строительстве предостаточно). И вполне естественно то, что законодательство об авторском праве не может охватить все аспекты особенностей творчества архитекторов, а законодательство об архитектуре и строительстве гораздо более стоит на позициях целесообразности, безопасности и планомерности появления объектов. Да к тому же, тут не обойтись без обязательных вопросов собственности и иного распоряжения в отношении земли, материалов, самого объекта, проблем, связанных с его расположением и обеспечением. Во всем этом вопросы авторства просто тонут, ну, разве что за исключением авторского надзора, как обязательного элемента создания объекта.

Законодатель (так уж принято называть то место, откуда спускают законы), собственно, даже дает намек на, то что рассчитывает на самозащиту со стороны авторов. Так, статья 30 Закона об архитектурной деятельности даже начинается словами о том, что имущественные права автором произведения архитектуры регулируются договором между автором и заказчиком проекта. Как правило, проекты появляются именно в результате заказа, ведь здесь учитываются и исходные данные предполагаемого участка, где будет размещаться объект, и иные факторы, а чаще всего это уже вообще решенный вопрос о появлении конкретного объекта, проект которого предлагается разработать. Поэтому автору довольно важно научиться вести переговоры, при этом стараться самому определять условия, на которых он намерен проводить работу по созданию и реализации своего детища, при необходимости получать консультации у юристов - специалистов в области строительства и авторского права, и задействовать их для участия в процессе заключения авторского договора. Это даст возможность не просто детально обговорить условия с заказчиком проекта о способе его реализации, о размере и порядке выплаты авторского гонорара, но и даст возможность защищать свои позиции, например, в суде, а такая необходимость может возникнуть вполне. Тем более, что закон дает возможность требовать возмещения убытков, если произведение не было использовано в течение оговоренного периода, а, учитывая специфику разработки проекта, это может стать важным моментом.

Сегодня авторы проектов в большинстве своем работают в составе проектных бюро. Здесь стоит отметить следующее разделение прав: право авторство всегда остается за автором, а работодатель при этом имеет исключительное право на реализацию проекта. При таких условиях внимание стоит уделять оформлению трудовых отношений, где не лишним было бы отдельно оговаривать вопросы выплаты вознаграждения, иные моменты взаимоотношений. В законе об архитектурной деятельности заложено проведение в скором будущем, а именно, через два года после создания Архитектурно-строительной аттестационной комиссии, профессиональной аттестации архитектурной деятельности, по результатам которой архитектор будет иметь соответствующий сертификат, и ставить личную подпись и печать на проекте. Может быть, это добавит некую защищенность вопросам авторства проекта.

Закон об авторском праве утверждает, что возникновение и осуществление авторских прав не требует исполнения каких-либо формальностей. Но, в отношении объекта архитектуры, этот вопрос не столь прост, поскольку формальностей тут либо воз и маленькая тележка, либо проекта скорее еще просто нет. Но можно и усилить "авторский вопрос" проведя государственную регистрацию произведения архитектуры в Государственном агентстве Украины по авторским и смежным правам. Для этого нужно обратиться туда с заявлением установленного образца, предоставить материалы проекта и уплатить збор (если вы не освобождены от его уплаты). Материалы подаются в виде короткой текстовой аннотации, содержащей название, местонахождение. Характеристики и параметры объекта, фотографий основных чертежей (генерального плана, поэтажных планов, фасада, разрезов), для выстроенного объекта фотографии фасада, интерьера, деталей, документы, свидетельствующие об авторстве (копия решения градостроительного совета, договор с автором о создании проекта). Государственная регистрация признается судом как презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не доказано обратное.

Те, кто считает, что авторов, как и многих других, защищает суд, неверно понимает значение и смысл судебной защиты. Суд всего лишь обеспечивает судебный порядок рассмотрения споров, который направлен на защиту законных прав и интересов. А защищаться нужно всегда самостоятельно, даже тогда, когда это происходит в пределах судебной процедуры. Чем более тщательно оговорены все моменты построения отношений между автором и заказчиком проекта, тем больше гарантия защиты прав автора, по крайней мере в части материальных отношений. В случае недобросовестного поведения со стороны заказчика или иных субъектов именно судебная процедура может дать возможность определить, каким образом возможно восстановить или защитить права автора проекта, полагается ли ему компенсация и т.п.

Безусловно, сложным всегда остается вопрос собственности. Проект реализован, то есть выстроен. И хотя в документации на объект детально обозначаются элементы, которые нельзя изменять без согласия автора проекта, и вообще, чтобы изменить строительный объект, нужно пройти через процедуру согласования, это редко дает автору возможность противостоять нежелательным изменениям его детища. В конечном итоге, собственник обзаводится пристройками, меняет крышу и т. д. Построить "контрафактный" дом конечно не получится: строительство - всегда легальная процедура, но как использовать проект без ведома автора возможность имеется, и автору сложно отследить этот процесс, поэтому и с "повторным использованием без ведома автора" тоже не все просто. А еще снос - то есть фактическое уничтожение произведения архитектуры - это у нас тоже бывает запросто, при чем всегда на все оформлены документы.

Главное, что охраняет авторов архитектурных произведений от всех их прав и от посягательств на оные - это дороговизна создания, сложность прохождения процедуры согласования объекта, обязательное наличие каких-либо особенностей у земельного участка, где возможно размещение объекта, проблемы обеспечения, многоплановость процесса строительства. Вот так и живем в стандартных домах, которые друг от друга отличаются разве что цветом балконов. И все при этом мечтаем о красивом новом доме с видом на парк.

Государство обозначило себе в качестве объекта содействия защиту авторских прав и обеспечение творчества архитекторов в том же законе об архитектурной деятельности. Сделано это не впервой, государственное содействие обещано практически в каждом украинском законе. Но зачем же отделять человека от государства? Просто пора заняться творчеством и при этом не забывать, что свои права нужно защищать самим.

 

Наталья Плешкова
юрист

вверх страницы вверх страницы

 

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000