обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 17.10.2001 

Наш адрес www.
Как истребовать или отстоять свое доменное имя.

 

Интенсивное развитие технологий делает присутствие в сети Интернет все более актуальным для многих компаний. При этом большая часть делового мира предпочитает, чтобы их находили по имени (названию) компании или по названию торговой марки. Название компании – это не только способ индивидуализации. Прежде всего, – это актив. За названием стоят немалые вложения, годы работы, многочисленные риски. Что такое торговая марка тоже не нужно пояснять – упорная борьба за качество продукции стоит немалых усилий.

Многие названия в мире повторяются, и это не новость. Появление же Интернета создало ситуацию, когда тот, кто раньше "занял" адрес, состоящий из уникальной комбинации букв, опередив остальных желающих, лишает последних возможности сделать то же.

Поскольку такая комбинация может оказаться вашем названием, и, разыскивая вашу фирму или вашу продукцию, пользователи Интернета попадают к кому-то еще, умение отстоять доменное имя, совпадающее с принадлежащим вам названием, в споре может оказаться полезным навыком, который поможет вам защитить свои планы на будущее.

Тем, кто ориентирован на внешний рынок, интересно зарегистрировать доменное имя первого уровня (top level domain), т.е. .com, .net, .org и прочие. Что делать, когда желаемая комбинация букв занята?

Помимо судебных органов соответствующей юрисдикции споры относительно доменных имен первого уровня рассматриваются провайдерами, признанными ICANN: Институтом разрешения споров (CPR Institute for Dispute Resolution), "Электронными резолюциями" (eResolution), Национальным Арбитражным Форумом (the National Arbitration Forum) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) в соответствии c Унифицированным полисом для решения споров по доменным именам (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy), адоптированным Интернет корпорацией заданных имен и номеров (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers ICANN) 24 октября 1999 года, принятым регистраторами доменных имен первого уровня. Рассмотрение споров происходит в соответствии с Правилами применения Унифицированного полиса для решения споров по доменным именам (Rules for Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy) от 26 августа 1999, имплементированными с 24 октября 1999 года, которые также являются документом ICANN.

Рассматриваются такие споры в административном производстве, в котором сторона, подавшая жалобу, не может требовать ничего другого кроме прекращения регистрации доменного имени или передачи его в свою пользу. Все материальные требования должны разрешаться в соответствии с юрисдикцией, к которой относятся стороны. Рассматривается спор на языке, который использовался при заключении соглашения между регистратором и держателем доменного имени, которым, как правило, является английский.

Сторонами в таком споре являются жалобщик (Complainant) и ответчик (Respondent). Все расходы, связанные с рассмотрением спора несет жалобщик. Стороны могут выбирать число арбитров – одного или трех. В случае избрания одного арбитра (Panelist) все расходы несет сторона, подавшая жалобу. В случае избрания панели из трех арбитров ответчиком, он обязуется оплатить половину расходов, связанных с таким рассмотрением. Так, единоличное рассмотрение спора арбитром Национального Арбитражного Форума обойдется в 950 долларов США, а панель их трех арбитров – в 2500. Информацию об арбитрах и их квалификации можно получить у любого из названных провайдеров.

Правом обращения с жалобой наделено любое физическое или юридическое лицо. Обращение возможно к любому из провайдеров, одобренных ICANN, которые названы выше. Все документы направляются в электронной форме с одновременным направлением "твердой" копии. Определенный вид связи может указываться сторонами как предпочтительный.

Жалоба и ответ на нее должны отвечать требованиям, установленным для их составления. Это очень важно, поскольку в противном случае документы не будут приняты вообще. По той же причине важно соблюдение сроков предоставления документов.

Жалоба (the Complaint) должна быть достаточно обоснована. Чтобы жалобу приняли к рассмотрению, необходимо доказать, что ответчик зарегистрировал доменное имя, идентичное или очень схожее с торговой маркой, принадлежащей жалобщику, что ответчик не имеет прав и законных интересов в отношении доменного имени, и доменное имя было зарегистрировано исключительно в недобропорядочных целях. На недобропорядочность могут указывать любое из следующих обстоятельств:

  • доменное имя было зарегистрировано или приобретено с целью продажи, сдачи в аренду или иной передачи жалобщику – владельцу торговой марки, знака для товаров и услуг, с целью получения дохода, т.е. суммы, превышающей затраты, связанные с доменным именем непосредственно (к ним относятся его регистрация/покупка, поддержание, техническое обслуживание доменного имени);
  • доменное имя было зарегистрировано с целью недопущения его регистрации владельцем торговой марки (знака);
  • доменное имя было зарегистрировано с целью помешать развитию бизнеса конкурента;
  • целью использования доменного имени было привлечение с коммерческой целью пользователей Интернета посредством введения их в заблуждение относительно торговой марки (знака), принадлежащей жалобщику, в том числе создание иллюзии ресурсного участия, спонсорства, аффилиации, одобрения со стороны жалобщика.

Названные обстоятельства следует описать в доступной для восприятия форме и подкрепить доказательствами. Рассмотрим такой пример: дистрибьютор (В) компании (А) зарегистрировал доменное имя, совпадающее с названием А, и разместил там рекламу всей продукции, которую он продает, независимо от источника получения такой продукции, указав, что является представительством А. Подавая жалобу о передаче ей доменного имени А может обосновывать ее такими способами:

  • предоставить копию контракта с В, откуда будет известно, например, о том, что В достоверно знает о существовании прав А, что В продавал только некоторую продукцию А, и не имел право использовать название (торговую марку) А без согласования с А;
  • предоставить материалы сайта В (ссылку и направить печатные копии), откуда будет известно о коммерческих целях В и том, что создает иллюзию участия А в своей деятельности;
  • сделать акцент на том, что сайт зарегистрирован после того, как между А и В был заключен контракт (или иным способом установлены отношения), и тем самым подтвердив, что доменное имя зарегистрировано с целью недопущения его регистрации самим А.

Классическим примером можно назвать рассмотрение жалобы японской корпорации Хитачи Ltd. к Fortune International Development Ent. Co. Limited (WIPO Arbitration and Mediation Center, Дело No. D2000-0412, Июль 2, 2000). Ответчик зарегистрировал доменное имя hitachi2000.net, и предложил жалобщику купить его за 100 тыс. долларов США. Жалобщик сообщил, что ответчик не имеет никакого отношения к нему как к деловому партнеру, предоставил доказательства предложения приобрести доменное имя. Арбитром установлено, что ответчиком были зарегистрированы и другие 50 доменных имен без имеющихся на то оснований, среди которых citroen2000.com, bmw2000.com, mercedesbenz2000.com и saab2000.net. Решение принято в пользу Хитачи Ltd. Ответчик оказался классическим нарушителем АСРА (Аnticyberquattering Protection Act), которым запрещено регистрировать доменные имена с целью продажи их владельцам соответствующим названий и торговых марок.

Ответчик, защищаясь от поданной на него жалобы, должен предоставить опровержения данным, которые жалоба содержит. А потому, ему нужно продемонстрировать, что:

  • до момента возникновения спора ответчик использовал доменное имя с целью добросовестного предложения товаров и услуг; или
  • как физическое лицо, бизнес, или организация ответчик был широко известен через это доменное имя, даже если он при этом не приобрел прав на торговую марку (знак); или
  • ответчик осуществляет некоммерческое и добропорядочное использование доменного имени без намерений получения коммерческого эффекта, отвлечения потребителей или нанесения урона торговой марке (знаку).

В качестве подходящего примера можно привести спор по жалобе Ассоциации коллегий юристов Лос-Анджелеса (Los Angeles County Bar Association) к юридическому офису Дж. Барнетт (J.D. Barnett Law Offices), зарегистрировавшему доменное имя smartlaw.com. (National Arbitration Forum: Claim Number: FA0011000096113, Январь 2, 2001). Решение принято в пользу ответчика, поскольку доменное имя было зарегистрировано ответчиком раньше, чем жалобщик зарегистрировал соответствующее название. Несмотря на то, что ответчик пытался продать доменное имя за 25 тысяч долларов США, использование доменного имени не признано арбитром как производимое недобросовестным образом, поскольку ответчик осуществлял на сайте с соответствующим адресом деятельность, допустимую для юридической фирмы.

В случае, если торговая марка или название состоит из нарицательных понятий, доказать ее уникальность, и соответственно и основания для передачи доменного имени будет сложнее. Так, в деле PetWarehouse v. Pets.com, Inc., D 2000-0105 (WIPO, Апрель 13, 2000) было установлено, что посколько слова "pet" (любимое животное) и "warehouse" (большой магазин) являются общими понятиями они не могут быть объектом защиты торговой марки.

После получения копии жалобы у ответчика есть 20 дней, чтобы подготовить и отправить ответ на нее. Если в этот срок ответ от ответчика не поступил, панель рассматривает жалобу в соответствии с пожеланиями жалобщика и по предоставленным им документам. Подготовка документов, их перевод на английский язык, качество подготовки требует от лица, которое этим занимается, определенной компетенции, а от ответчика – соответствующих затрат. Поэтому, если шансы ответчика на принятие решения в его пользу стремятся к нулю, разумнее будет проигнорировать спор: ведь потеря доменного имени может оказаться ничего не значащим событием.

После того, как решение принято, о нем провайдер информирует стороны и регистратора. Когда принято решение о прекращении регистрации и передачи доменного имени, регистратор не исполняет его в течение 10 рабочих дней. Если за это время от поступила документация о том, что имело место обращение с суд в соответствии с установленной юрисдикцией с жалобой или иском, в подтверждении чего необходимо предоставить копию обращения в суд с отметкой о его принятии, решение не исполняется до принятия решения соответствующим судом или арбитражем.

Правила применения Унифицированного полиса для решения споров по доменным именам устанавливают договорную юрисдикцию для жалобщика: ему следует согласится в тексте жалобы с тем, что на него распространяется юрисдикция одного из судов: по месту расположения головного офиса регистратора доменного имени или по месту расположения держателя доменного имени согласно информации, содержащейся в базе данных регистратора Whois. Здесь не обойтись без сложностей, поскольку не всякое национальное законодательство признает договорную подсудность, и потому выполнить установленное Правилами ограничение не так просто. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ст.124), к примеру, дает право хозяйственным судам рассматривать споры с участием иностранных предприятий и организаций, если местонахождением филиала, представительства, иного обособленного подразделения является территория Украины. Такого подразделения иностранный субъект может и не иметь. Для самих же иностранных компаний нет препятствий для обращения в хозяйственный суд в Украине.

Если после вынесения решения информация об обращении в суд не поступила, регистратор получает от провайдера, организовавшего рассмотрение спора, указания по исполнению решения и исполняет его: прекращает регистрацию, передает доменное имя жалобщику или же сохраняет его за ответчиком. Все документы и рекомендации, а также другая полезная информация, в том числе принятые решения доступны на сайте ICANN http://www.icann.org.

Споры относительно доменов второго уровня, таких как .kiev.ua, .com.ua, .net.ua, которые гораздо более распространены среди украинских компаний и компаний, осуществляющих свою деятельность на Украине, будет логично разрешать в соответствии с украинским законодательством. Те рекомендации и советы, которые содержат документы ICANN могут пригодиться при подготовке демонстрации конкретных нарушений прав владельцев торговых марок. Препятствием же на пути защиты их прав может стать однобокость формулировок Закона Украины "О защите прав на знаки для товаров и услуг": статья 16 Закона (п.2) поясняет понятие использования товарного знака таким образом, что регистрацию доменного имени суд может использованием и не признать, а статья 20, дающая владельцу право требовать устранение незаконно использованного знака с товара, упаковки, или уничтожения изготовленных изображений, может быть истолкована как не предусматривающая право требовать прекращения регистрации доменного имени. Более обнадеживающими можно назвать положения ст.4 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", в которой идет речь о смешивании деятельности одного субъекта с деятельностью другого при использовании фирменного названия, и именно такое "смешивание" может стать основанием для привлечения к ответственности виновного субъекта в силу статьи 20 Закона. Таким образом, подготавливая исковое заявление, необходимо прежде всего четко обозначить законодательство, в соответствии с которым владелец торговой марки или фирменного названия будет иметь право на такую защиту, которая даст возможность учесть особенности отношений, связанных с регистрацией и использованием доменного имени.

 

Наталья Плешкова
юрист, автор интернет-проекта http://www.urist.com.ua
Напечатано Газета "Юридическая практика" №41(199) за 10.10.2001

вверх страницы вверх страницы

 

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000