обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 26.11.2001 

Особенности национальной сертификации пластиковых систем.

 

Заключая новую сделку, любой коммерсант, в первую очередь, задумывается о выгоде, которую она может ему дать, а уже потом вспоминает о своей репутации, репутации торговой марки и фирмы. Это совершенно здравый подход. Но, к сожалению, часто в ходе исполнении договоров, заключенных с представителями стран СНГ, европейские производители и поставщики сталкиваются в рядом негативных моментов. И это не традиционные страшилки в виде мафии, плохих дорог и странных порядков - уже давно известно, что ситуация иная, что Украина представляет собой большой и перспективный рынок, отказываться от которого означает дать своим конкурентам зеленую улицу, а работать с украинскими партнерами интересно и выгодно.

Проблемой, которая угрожающе повисла над развитием рынка пластиковых труб в Украине, как это не странно, стала их сертификация. Специалистам известно, что такая продукция обязательной сертификации в Украине не подлежит. Действительно, на сегодняшний день такая продукция даже не включена в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного Комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 27.11.96 г. № 499. То есть, поднимая вопрос о том, необходимо или же нет сертифицировать продукцию, о которой идет речь, заинтересованное лицо слышит в ответ следующее: продукция обязательной сертификации не подлежит, можно сказать, применяется по усмотрению заказчика. С другой стороны, при строительстве объектов должны применяться материалы и конструкции, отвечающие требованиям определенных норм и стандартов. Тем более, что Закон Украины "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства" от 14.10.1994 предполагает ответственность за производство, реализацию или применение в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, не соответствующих государственным стандартам, нормам и правилам или проектным решениям, а равно подлежащих обязательной сертификации, но не прошедших ее.

Двойственность этой ситуации разрешима: продукцию можно сертифицировать в добровольном порядке. Требования к проведению такой добровольной сертификации более низкие и провести ее не сложно и не дорого. Некоторые западные фирмы идут именно таким путем. Так достаточно известная фирма "Uponor-Polska", заказав сертификацию у харьковского ОС ИТЦ "Диагностика" получила сертификаты соответствия, даже сам текст которых содержал откровенные нарушения. Это привело к тому, что специальной комиссией по инспекционному контролю от УкрЦСМ пришлось их аннулировать. Оба сертификата признаны выданными безосновательно, в части проведения испытаний и основания для их выдачи.

Дело в том, что с марта этого года введен в действие государственный стандарт Украины ДСТУ Б.В.2.7-93-2000 "Трубы для сетей холодного и горячего водоснабжения из полипропилена", утвержденный приказом Госстроя Украины №20 от 31.01.2000. Финансирование его разработки полностью взяла на себя украинская фирма "СП УДТ". Финансирование этого документа за счет коммерческой структуры разрешает "Порядок издания и распространения нормативных документов в области строительства, разработка которых финансируется не за счет Государственного бюджета" от 10 августа 1999г. ДСТУ определен для целей сертификации, поэтому вполне естественно, что сертификаты на трубы в упомянутом сюжете были выданы на соответствие этому стандарту. Но харьковчане заодно выдали заявителям сертификаты на соответствие стандарту и фитингов, хотя в ДСТУ ничего про них не говориться, так как нормативный документ по фасонным деталям, разработчиками которого являются государственное предприятие "ЦентрСЕПРОтепломережа", ООО "СП УДТ" и НПФ "Полимерстрой", находится еще в стадии утверждения и будет принят не раньше конца осени. Но, к сожалению, деньги уже потеряны, а со стороны сертификационного центра было потеряно и лицо.

Стоит отметить, что названый ДСТУ является не только одним из первых в Украине документов этого направления, но и наиболее прогрессивным среди них. И этому способствовал целый ряд факторов: во-первых, разработчик - государственное предприятие - лицо независимое, специалисты европейского уровня, которые сумели оценить перспективность применения пластиковых труб в строительстве; во-вторых, требования этого документа обязательны, что обуславливает его действенность; третий фактор - в его разработке принимали непосредственное участие люди, для которых пластиковые трубы - их хлеб, и которые являются компанией номер один на украинском рынке пластиковых систем; в четвертых, ДСТУ определяет требования к проведению испытаний.

Появление ДСТУ не могло остаться без полного злобы внимания местных производителей, поскольку до марта 2000 года им удавалось вольготно жить: в строительстве использовались технические условия, которые разрабатывались не независимыми организациями, а самими производителями специально для показателей выпускаемой ими продукции, безопасность применения которой весьма сомнительна. В разработанных ТУ совершенно не учитывались ни положения европейских документов (в частности Директива Евросовета от 21.12.88 о сближении законодательства, регулирования и управления стран-членов в отношении строительных материалов, решения европейской комиссии от 27.07.97 о процедуре прохождения соответствия строительных материалов относительно материалов для канализационных инженерных сетей, и от 01.07.99 относительно труб, резервуаров и вспомогательного оборудования, не контактирующего с водой, предназначенных для использования населением); ни нужд современного строительства, ни вопросы защиты инвестиций, ни просто общепринятые на рынке труб требования.

Никому даже не пришло в голову предпринять шаги в направлении защиты рынка, проанализировать вопросы применения материалов, изучить процедуру проведения испытаний на западе и, только после этого делать выводы о том, насколько вопросы качества создают мнимые "препятствия" отечественному предпринимательству. Как не жаль, но сертификация, по мнению многих, именно "препятствие", а не гарантия надежности.

Вольности, которые позволяют себе местные производители, свидетельствуют о том, что отсутствие обязательных для всех требований и является причиной столь частых аварий на строительных объектах. Например, согласно сертификату киевский Завод сантехнических заготовок в качестве сырья для своей продукции использовал PPR-80 тип 3, а продукция, выпущенная заводом, почему-то изготовлена из РР-Н 5216. Получается, что если отсутствует культура у производителей, контроль за их деятельностью становиться единственной гарантией качества и безопасности. Ведь смена сырья может сделать продукцию неприменимой по ее назначению, особенно в строительстве. А Украина - регион не простой. Здесь могут горячую вода давать по часам, отключать электроэнергию, зимой возможны неожиданно низкие температуры. Украина вынуждена экономить энергоносители: игнорировать этот факт означает не учитывать условий рынка, но, не учитывая условий, на рынке просто не удастся работать плодотворно. Нельзя унифицировать требования к продукции без оглядки на особенности отдельных регионов. Поэтому слепое применение строительных материалов без анализа их соответствия местным условиям, проверки прочности и сроков эксплуатации при применении в отдельно взятых случаях может привести к многочисленным техногенным катастрофам, многомиллионным убыткам. Это приведет к недоверию к продукции зарекомендовавших себя производителей. Поэтому отношение к проблеме сертификации продукции самих местных производителей не имеет разумного объяснения. Сейчас они просто составляют своеобразную оппозицию государству, представленному его отдельными органами.

Кстати, Директива Евросовета от 21.12.88 о сближении законодательства, регулирования и управления стран-членов в отношении строительных материалов предполагает отнюдь не создание идентичных для всех показателей, а именно единообразие требований, обязательно позволяющих учитывать особенности местных условий применения материалов. Предлагаемая позиция очень разумна.

Украина сегодня ставит перед собой много задач, среди которых и такие, решение которых зависит от модернизации строительства, внедрения новых экономичных технологий и материалов на строительных объектах.

Программа Кабинета Министров Украины в разделе ІІІ "Приоритетные задания правительства", ст.4 "Конкурентоспособность национальной экономики", в п.4.1. сообщает, что с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики правительство концентрирует внимание на проведении структурных реформ в ключевых сферах и секторах экономики. При этом одним из существенных факторов развития экономики на нынешнем этапе правительство определяет энергосбережение, посредством которого предполагаемая экономия может составить более 40 % общего объема потребления энергоносителей. Программой правительства обещано стимулирование внедрения эффективных механизмов самофинансирования энергосберегающих мер.

Определенное внимание этому вопросу уделялось и прежним кабинетом. Так, распоряжением Кабинета Министров Украины от 31 марта 1999 г. №256-р "Об эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов и сокращении технологических потерь тепловой энергии", с целью эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и сокращения технологических потерь тепловой энергии, предлагалось обеспечить внедрение энергосберегающих технологий по использованию высокоэффективных теплоизолирующих материалов в системах теплоснабжения объектов; принять решение о развитии отечественных производственных мощностей для выпуска необходимого оборудования и указанных материалов, а Госстрою внести в трехмесячный срок соответствующие изменения в строительные нормы и правила по внедрению проектными, строительно-монтажными и ремонтными организациями энергосберегающих технологий с использованием высокоэффективных теплоизолирующих материалов в системах теплоснабжения.

Указ Президента Украины от 19.10.99 об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства представил основные направления ускорения реформирования жилищно-коммунального хозяйства, среди которых предложено разработать до 1 мая 2000 года финансовые механизмы внедрения ресурсосберегающих технологий с целью удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг и соответствующего снижения тарифов.

Декрет Кабинета Министров Украины от 10.05.1993 № 46-93 "О стандартизации и сертификации" определяет, что государственная сертификация направлена на защиту интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции (процессов, работ и услуг) для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей природной среды; взаимозаменяемость и совместимость продукции, ее унификацию; улучшение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, потребностей населения и народного хозяйства; экономию всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства; безопасность народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Тут же определены и цели сертификации: предотвращение реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды; содействия потребителю в компетентном выборе продукции.

И как результат реализации заданных правительством направлений государственным предприятием "Центрсепротепломережа" разработан ДСТУ, о котором говорилось выше. Поскольку существование одного документа не разрешает ситуации, президентом академии наук Украины академиком Патоном Б.Е. было направлено письмо от 13.07.2000 председателю Госкомстандарта господину Кабану П.С., с просьбой рассмотреть возможность применения к трубопроводной продукции из полимерных материалов Правил обязательной сертификации стройматериалов, изделий и конструкций.

Достижение целей, которые ставит перед собой само применение современных материалов, требует квалифицированного подхода к проблеме их качества. Игнорирование вопроса защиты качества способно легко превратить позитивный эффект на негативный.

И все это говорит о том, что эффективность применения таких материалов все больше обращает на себя внимание и побуждает поднимать вопрос о том, что такое применение не должно развиваться стихийно, контроль организаций, действительно заинтересованных в применении качественной продукции, здесь просто необходим. Такой контроль только поможет в скором будущем защитить инвестиции, сэкономить энергоносители и поднять авторитет национального рынка, что очень для многих откроет новые возможности для сотрудничества.

Напечатано "Ринок инсталяційний", 2000.

 

Наталья Плешкова
юрист

вверх страницы вверх страницы

 

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000