обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 10.01.2002 

"Их разыскивает налоговая инспекция".

 

Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.01 № 2181-III (далее – Закон о погашении) можно назвать одним из наиболее нашумевших законов в области налогообложения, учета и отчетности: хотя к периодическим изменениям законодательства мы давно привыкли, картотеку все же отменяют не каждый день, и не так часто нас радуют тем, что задолженность по уплате налогов станут сначала согласовывать и обжаловать, и уж только затем – взыскивать. Первое октября сего года в соответствии с п.19.1 ст.19 Закона о погашении является датой вступления в силу статей 6, 8, 9 и 14 Закона. А это означает начало применения содержащихся в названных статьях новелл.

Налоговое уведомление.

Наконец-то на законодательном уровне согласились с тем, что налоговые органы не являются органами принудительного взыскания, и автоматически деньги со счета налогоплательщика, во исполнение обязательств по уплате налогов, списываться не будут. С 1 октября контролирующий орган, рассчитав сумму налогового обязательства, направляет плательщику налоговое уведомление, содержание которого составляют основания для начисления, сумма налога или сбора (обязательного платежа), сумма штрафных санкций при их наличии, граничный срок их погашения, предупреждение о последствиях их неоплаты, граничный срок для обжалования. Представленная таблица поможет сориентироваться в случаях направления налогового уведомления:

Налоговые требования.

ГНАУ к 1 октября готовилась. Приказом от 03.07.01 №266 был утвержден Порядок направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых требований плательщикам налогов. Направлять налоговые требования могут только налоговые органы. Таможенные органы, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования для направления налогового требования обращаются с соответствующим представлением в налоговые органы. Адресатом налогового требования плательщик налогов становится в случае, если им в установленные сроки не была оплачена сумма согласованного налогового обязательства или сумма, указанная им в соответствующей декларации.

Следует обратить внимание плательщиков налогов, что отправлены налоговые уведомление и требование могут быть только письмом с уведомлением о вручении или вручены под расписку, иначе они считаются не врученными. Если же плательщик не был найден, то налоговое уведомление или требование размещаются на доске для таких документов возле входа в налоговую инспекцию на видном месте. Так что, скоро появятся доски объявлений "Их разыскивает налоговая инспекция", и даже может "Позор нарушителям налоговой дисциплины". Налоговые уведомления выставляются плательщику по каждому отдельно взятому налогу, сбору (обязательному платежу), и налоговый орган ведет их реестр по отдельному плательщику налогов. Налоговое же требование содержит общую сумму налогового долга и суммы по каждому отдельному налогу, сбору. Если с момента направления (вручения) первого налогового требования образовался новый налоговый долг, то второе содержит сумму консолидированного долга, состоящего из суммы предыдущего требования, увеличенного на сумму возникшего долга.

Налоговое уведомление или требование считается отозванным, если:

Налоговый залог.

Теперь, если плательщик не успевает вовремя исполнять обязательства по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), все его имущество окажется в налоговом залоге. Распространяется это как на юридических, так и на физических лиц. Можно подстраховаться – оформить договор залога со своими кредиторами, который непременно следует зарегистрировать в государственных реестрах залогов движимого и недвижимого имущества. Иначе:

Операции с заложенными активами возможны только при наличии согласия налогового органа. Хорошо, что без такого согласия можно продавать продукцию, товары, оказывать услуги. А вот сдать в аренду принадлежащее плательщику помещение без согласия налоговиков нельзя. Без согласования не разрешается использовать движимые и недвижимые объекты, имущественные или неимущественные права, средства для осуществления прямых или портфельных инвестиций, уступать, переводить долг, выплачивать дивиденды, предоставлять гарантии, поручительства, размещать депозиты или давать кредиты … словом, нельзя делать все то, что преобразовывает предпринимательство в бизнес. Нарушение данного запрета квалифицирует как уклонение от уплаты налогов.

В связи с необходимостью регулирования взаимоотношений налогового органа и плательщика налогов по вопросам согласования необходимых операций с активами, находящимися в налоговом залоге, введена фигура налогового управляющего. Назначаемый руководителем налогового органа, налоговый управляющий рассматривает поступившие от плательщика запросы, в которых указано о необходимости проведения определенной операции, финансово-экономические последствия ее проведения. По результатам рассмотрения налоговый управляющий может выдавать указание о запрете проведения такой операции, которое утверждается руководителем соответствующего налогового органа. Если такое указание не выдано в течении 10 дней, операция считается согласованной. Отдельные виды активов могут быть освобождены от налогового залога, если стоимость оставшихся активов в два более раз превышает стоимость налоговых обязательств плательщика.

Действие налогового залога длится до:

Дружите с банками! Налоговый орган обязан отказаться от права налогового залога, если банк-резидент ручается за плательщика. Договор поруки заключается между плательщиком налогов и банком, а затем регистрируется в налоговом органе по месту нахождения плательщика. В случае исполнения банком обязательств плательщика налогов, он получает право требования к такому плательщику в пределах уплаченных сумм.

Продавать в соответствии с законом имущество физических лиц, находящееся в налоговом залоге, станет возможным с 01.01.2002, когда вступит в силу статья 10 Закона о погашении. Порядок обращения взыскания на движимое имущество, пребывающее в налоговом залоге, для погашения налоговой задолженности плательщика налогов (кроме физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности) и реализации такого имущества, утвержденный постановлением КМУ от 22.06.98 №941, который был принят на исполнения Указа Президента N 167/98 от 04.03.98 "О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами", должен прекратить свое действие на основании п.19.2 статьи 19 Закона о погашении в связи с прекращением действия самого Указа.

Административный арест активов.

Названный "исключительным", этот способ обеспечения возможности погашения налогового долга должника имеет следующие условия применения:

Рассрочка и отсрочка налоговых обязательств плательщика налогов.

Статья 14 регулирует не просто рассрочку, но и возможность отсрочки налогового долга, а это уже что-то новенькое. Плательщик, обратившийся в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему рассрочки или отсрочки налоговых обязательств считается согласовавшим сумму таких обязательств, а потому, если с суммой вы не согласны – не спешите с подобным обращением.

Предоставление рассрочки и отсрочки – дело довольно серьезное. Согласование таких решений происходит на высоком уровне, информация о предоставленных рассрочках и отсрочках обязательно обнародуется. В отчете об исполнении бюджета за соответствующий год указываются потери доходной части от предоставления рассрочек и отсрочек, а в законе о государственном бюджете на следующий год или в решении об утверждении местного бюджета указываются доходы от их погашения.

Предоставление рассрочки или отсрочки налогового обязательства оформляется договором между плательщиком налогов и налоговым органом. До 1 октября практика подобного договора осуществлялась в соответствии с Положением о списании и рассрочки налогового долга плательщиков налогов в связи с отменой картотеки, утвержденного приказом ГНАУ от 01.03.01 №81, принятого на исполнение п.18.1 Закона о погашении, однако рассрочка и отсрочка налогового долга в понимании статьи 14 данного Закона имеет иной экономический смысл, а потому нуждается в отдельном регулировании.

 

Наталья Плешкова
юрист Интернет-проекта urist.com.ua.
Специально для Всеукраинского бухгалтерского еженедельника "Главбух".
Напечатано: "Главбух" №40(142) за 2001г.

вверх страницы вверх страницы

 

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000