обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 18.01.2002 

Тендер: Юридическая природа и положение в законодательстве.

 

Проведение тендера – понятие, прочно вошедшее в лексикон представителей очень многих отраслей хозяйствования. Без проведения тендера трудно представить выбор исполнителей в капительном строительстве, а также при осуществлении программ, которые проводятся с использованием средств государственного бюджета и многое другое.

До сентября 2000 года проведение тендеров в строительстве регулировалось Постановлением Кабмина от 01 сентября 1998 года №1369 "О проведении торгов (тендеров) в строительстве". Постановление сыграло немалую роль в унификации подхода к проведению тендеров, порядка рассмотрения предложений. Постановление не обходило вниманием и вопрос ответственности организаторов тендера, устанавливая возможность подавать на них жалобы. А главное – в нем содержалось разъяснение большинства понятий, которые используются в отношениях проведения торгов (тендера).

Постановление №1369 было отменено Постановлением Кабмина от 27 сентября 2000 года №1469 "Об организационных мерах относительно функционирования государственных закупок", появившегося в связи с принятием Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг на государственные средства" от 22 февраля 2000 года №1490-III (далее – Закон о госзакупках). Указанный закон закрепил многие из понятий, используемых в отношениях, связанных с проведением торгов (тендеров). Действием закона охвачены все отношения, связанные с проведением торгов (тендеров) на закупку товаров, выполнение работ и предоставление услуг, которые финансируются с использованием бюджетных средств.

Полная отмена Постановления №1369 была не совсем логичным шагом законодателя. В отличие от появившегося Закона о госзакупках, Постановление распространяло свое действие на все предприятия и организации, не зависимо от форм собственности и подчинения. Хотя его применение и устанавливалось как обязательное в случаях, если строительство проводилось с использованием бюджетных средств, кредитов, предоставленных под гарантии правительства и т.д. Теперь же урегулированными оказались только взаимоотношения, связанные с использованием бюджетных средств. Остальная же часть тендеров проводится, так сказать, по обычаям и регулируется теми положениям законодательства, которые определяют обязательства, вытекающие из объявления конкурса. Хотя, давно назрела необходимость единого законодательного акта, который бы регулировал проведение тендера при участии любых законодательно возможных субъектов.

Как и любые другие взаимоотношения, проведение тендера и участие в нем предполагает определение сторон (субъектов) этих взаимоотношений, наличие у них прав и обязанностей, порядка их осуществления и реализации.

Сторонами взаимоотношений, связанных с проведением тендера являются заказчик и участник тендера (претендент). Заказчиком тендера согласно Закону о госзакупках выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им учреждения и организации, а также учреждения и организации, уполномоченные соответственно Кабмином или органами местного самоуправления осуществлять закупку товаров, услуг и работ за государственные средства.

Законом несколько иначе называется участник тендера. Согласно содержащегося определения, участник назван сразу же исполнителем. Под исполнителем подразумевается субъект хозяйствования (резидент или нерезидент), который подтвердил намерение взять участие в процедуре закупки и подает или подал тендерное предложение.

Предметом тендера являются взаимоотношения, состоящие в том, что заказчик принимает лучшее из поступивших ему предложений в отношении предмета тендера. Предметом тендера могут выступать товары, работы и услуги. Достаточно подробная расшифровка этих понятий содержится в Законе о госзакупках:

"Товары – продукция любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, редком, газообразном состоянии, включая электроэнергию, а также услуги, связанные с поставкой товаров, если их стоимость не превышает стоимости самих товаров.

Работы – любая деятельность, связанная с проектированием, строительством новых, расширением, реконструкцией, капитальным ремонтом и реставрацией объектов и строений производственного и непроизводственного назначения, техническим переоснащением действующих предприятий, а также сопровождающие работы услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие, если стоимость выполнения этих услуг не превышает стоимости самого строительства.

Услуги – любая закупка, кроме товаров и работ, включающих подготовку специалистов, обеспечение транспортом и связью, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание."

По своей сути взаимоотношения, связанные с тендером, являются сходными с обязательствами, вытекающими их оглашения конкурса, которые регулирует глава 39 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК). Согласно ст.435 ГК оглашать конкурс могут только те организации, которым это право предоставлено уставом или положением о них. Под торгами (тендером) понимается порядок осуществления конкурсного отбора исполнителей касательно закупки товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Это определение содержит Закон о госзакупках, и, как видно, оно перекликается с понятием объявления конкурса, которое содержит ГК.

В области государственных торгов (тендеров) установлено регулирование со стороны государства, которое осуществляет Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, на которое возложено издание "Вестника государственных закупок".

Законодательство предоставляет преференции отечественным исполнителям – возможным победителям тендера. Для этого в Законе о госзакупках установлена преференцированная поправка – способ предоставления заказчиком предпочтения отечественному производителю при определении победителя процедур тендера посредством применения процентной границы к цене его тендерного предложения в сравнении с наиболее выгодным среди поданных.

Начало процедуры тендера не может опережать публикации информации о нем в "Вестнике государственных закупок". Об участии в тендере будущие претенденты обращаются с заявлением и запрашивают тендерную документацию. Заказчик предоставляет субъектам, изъявившим желание участвовать в тендере, так называемые приглашения для участия и тендерную документацию в течение не более 7 дней от поступления запроса участника. Тендерная документация – это документация, которая подготавливается заказчиком и передается исполнителям для подготовки ими тендерных предложений, относящихся к предмету закупки. За предоставление тендерной документации заказчик имеет право требовать плату, которая не может превышать затрат, связанных с ее подготовкой и рассылкой.

До публикации о проведении тендера или до предоставления приглашения на участие в тендере может проводиться предварительная квалификация участников. Только те участники, которые прошли квалификационный отбор, допускаются к последующему участия в тендере. Роль квалификационной комиссии выполняет тендерный комитет.

Закон о госзакупках устанавливает определенные требования к участникам, и для того, чтобы доказать свое соответствие требованиям участникам тендера необходимо предоставить целый ряд документов. Обязательными документами для участия в любом тендере считаются:

  1. Заявление на участие в тендере с перечнем товаров, работ, услуг.
  2. Копии уставных документов и копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованные нотариально.
  3. Баланс и отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату (убыточные предприятия обычно к участию в тендере не допускаются).
  4. Справки из налоговой об отсутствии задолженности перед бюджетом.
  5. Приказы (протоколы) на ответственных лиц.
  6. Копии лицензий, патентов (в случае если данная сфера попадает под определение лицензионной деятельности).
Прочие документы предоставляются в зависимости от тендера. Это могут быть справки из банка, подтверждающие денежный оборот, какие-либо экономические расчеты, о товарном обороте и т. п. Для проведения тендера заказчиком назначается тендерный комитет – группа специалистов, назначаемая заказчиком ответственной за осуществление процедур закупки, т.е. тендера. В целом организация тендера, в том числе и обеспечение деятельности тендерного комитета, возложена на заказчика. В срок, указанный в публикации об объявлении тендера, который не может быть меньше 45 дней, участники направляют тендерные предложения. Тендерное предложение – это предложение в отношении определенного предмета закупки, которое готовится и подается исполнителем заказчику в соответствии с требованиями тендерной документации. Кроме того, участник может подать также и альтернативное тендерное предложение – то есть предложение, которое может быть подано исполнителем дополнительно в составе тендерного предложения, если это предусмотрено процедурой закупки и отличается от предложения, разработанного в соответствии с требованиями тендерной документацией. Заказчик может отклонить или принять тендерное предложение. Принятие тендерного предложения называется акцептом. Акцепт тендерного предложения – принятие заказчиком тендерного предложения и дача согласия на его оплату. Тендерное предложение считается акцептированным (принятым), если заказчиком в установленный тендерными документами срок подано письменное подтверждение исполнителю акцепта тендерного предложения после определения его победителем процедуры тендера. Акцепт направляется победителю тендера в течении 5 дней после окончания процедуры определения победителя. В целом процедура направления тендерного предложения (оферты) и его принятия (акцепта) перекликается по своему смыслу с общими правилами направления договорных предложений и ответов на них, установленных ст.156-158 ГК. Участие в тендере может предполагать предоставление участником тендерного обеспечения. В тендерной документации указывается размер тендерного обеспечения, его вид, случаи, когда тендерное обеспечение не возвращается. Закон о госзакупках предполагает обеспечение выполнения договора на закупку, т.е. внесение победителем процедуры тендера суммы, размер которой не может превышать 15% сметной стоимости работ по такому договору при закупке товаров или услуг, и 5% при закупке работ. Договор на закупку – это любой договор между заказчиком и победителем тендера, который заключается в результате тендера. Обеспечение договора (тендерное обеспечение) может производится в виде банковских гарантий, резервных аккредитивов, чеков, депозитов, векселей. По итогам проведения тендера составляется отчет, содержащий основную информацию о его проведении, заказчике, участниках, предмете, результатах. Для обжалования действий, связанных с проведением тендера, участник должен обратиться с жалобой к заказчику и уполномоченный орган – т.е. Минэкономики и по вопросам европейской интеграции. Обращение с жалобой возможно не позднее 15 дней со дня возникновения основания для обращения. После получения ответа, с которым жалобщик не согласен, он может обратиться в суд или хозяйственный суд в зависимости от участвующих субъектов. Споры, возникающие в связи с проведением торгов (тендеров), основанных на государственном заказе, попадают под обязательное досудебное урегулирование спора, как это определено ст.5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Процедура обжалования, предусмотренная Законом о госзакупках, и представляет собой такое досудебное урегулирование. Пока в законодательстве отсутствует, а практикой не выработан универсальный подход к проведению тендеров. Поэтому не следует доверять устным заверениям, и стараться получать все требования, правила, предложения, изменения к ним, изложенные письменно за подписью ответственных лиц, чтобы в последствии иметь возможность ссылать на документ: ведь все, что связано с тендером – это немалый труд. Для участников тендера важно самостоятельно обеспечить защиту своих прав, внимательно и со знанием дела подходить к оформлению документов, как можно больше общаться с организатором тендера, заказчиком и тендерным комитетом, уточняя любую полученную информацию, тщательно знакомиться с правилами проведения торгов (тендера), серьезно подходить к содержанию заключаемых договоров, при необходимости обращаться к специалистам.

 


 

Некоторые комментарии.

 

Письмо НБУ от 25.12.2001 №25-111/2074-8118 "О переоформлении счетов клиентов банков в евро".

Переоформление счетов в евро происходит без закрытия счета. Однако, поскольку некоторые номера счетов содержат код валюты счета, переоформление такого счета будет происходить через закрытие счета и открытие нового. В соответствии с требованием об уведомлении налоговых органов банки будут соответственно информировать их о закрытии или изменении счетов. Нацбанк рекомендует клиентам банков также самостоятельно направить информацию об изменившихся счетах налоговым органам, поскольку в любом случае налоговая обратится с требованием о предоставлении такой информации.

 

Закон Украины от 13.12.2001 №2881-III "О внесении изменений в Закон Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности"

К условиям, при которых субъектом предпринимательства приобретает патент, добавлено ограничение годового объема реализации 1 млн. гривен.

Из числа налогов, которые владелец патента не должен был уплачивать, исключен НДС по операциям ввоза (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины, или получения услуг от нерезидентов для использования на территории Украины, то есть при осуществлении таких операций субъекту предпринимательства придется платить НДС. Если ранее также не подлежал уплате налог на прибыль, то теперь это не распространяется на доходы, полученные в виде дивидендов, процентов, роялти, и доходы на фрахт транспортных средств. На субъектов предпринимательства, которые приобрели специальный торговый патент, распространили действие Закона "О применении электронных контрольно-кассовых аппаратов…" в части их обязательного применения, который ранее на эти субъекты не распространялся. Субъекты предпринимательства – физические лица согласно внесенных в закон изменений обязаны вести книгу доходов и затрат.

 


 

Наталья Плешкова
юрист Интернет-проекта urist.com.ua.

вверх страницы вверх страницы

 

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000