обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 07.02.2002 

Применение административного ареста активов плательщика налогов.

 

 

Комментарий к Приказу ГНАУ "Об утверждении Порядка применения административного ареста активов плательщика налогов" от 25.09.01 №336 (далее – Порядок).

 

Подробно описанный в статье 9 Закона "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее – Закон о погашении) административный арест активов представляется довольно сложной и не особенно-то необходимой процедурой. Ведь срок его действия – всего 96 часов от времени подписания начальником налогового органа соответствующего решения. Срок этот не может быть продлен в административном порядке, в том числе по решению других органов, кроме случаев, когда владелец арестованных активов не установлен. Если активы налогоплательщика освобождаются из-под ареста в связи с окончанием граничного срока его применения, повторное его наложение по тем же самым основаниям не допускается. Применение подобной процедуры в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством может оказаться проще и более действенно. Тем более что ГНАУ обещает во всех случаях отмены решения об аресте активов налоговым органом высшего уровня или судом (хозяйственным судом), проводить служебное расследование относительно мотивов выдачи начальником налогового органа (его заместителем) решения об аресте, и, при необходимости, привлекать виновных к дисциплинарной ответственности. Плательщик же имеет право на возмещение убытков и нематериального ущерба, заданных неправомерным применением административного ареста его активов.

Принять решение применить арест активов может только начальник налогового органа или его заместитель и только по представлению соответствующего подразделения налоговой милиции. Оформляется применение ареста в виде Решения в соответствии с приложением 2 к Порядку. После принятия Решения об аресте активов начальник (его заместитель) налогового органа назначает исполнителя, которым может быть налоговый управляющий или другой работник налогового органа. Исполнитель составляется Протокол о применении административного ареста, который, как и само Решение, обязательно регистрируется в Журнале регистрации протоколов о применении административного ареста активов плательщика налогов. Решение направляется заказным письмом или вручается под расписку обслуживающим плательщика банкам, самому плательщику, лицам, у которых находятся активы плательщика.

Следующим действием, входящим в процедуру административного ареста активов, будет проведение описи активов. При этом присутствуют должностные лица налогоплательщика или его представители, не менее двух понятых, при необходимости – оценщик активов. Представители налоговых и правоохранительных органов понятыми быть не могут. В целом процедура соответствует процедуре описи имущества, проводимой в соответствии с Законом "Об исполнительном производстве". О проведении описи составляется протокол, содержащий опись и перечень описанного, а при участии оценщика – также и цен. Оригиналы первичной финансово-хозяйственной и бухгалтерской документации изымаются, а налогоплательщику остаются копии такой документации. При этом составляется опись изъятых документов за подписями должностных лиц плательщика и налогового органа.

Обстоятельства, при которых возможно применение административного ареста активов, подробно описаны Порядком. Таких обстоятельств шесть:

  1. плательщик нарушает правила отчуждения активов, находящихся в налоговом залоге;
  2. физическое лицо, имеющее налоговый долг, выезжает за границу;
  3. плательщика налогов, имеющего налоговый долг, признано неплатежеспособным по иным (неналоговым) обязательствам, кроме случаев моратория на удовлетворение требований кредиторов в процедуре производства по делу о банкротстве;
  4. плательщик налогов отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения (о таком отказе оперативным работником налоговой милиции составляется Акт отказа за подписью работника налоговой инспекции, который должен проводить проверку, и понятых);
  5. отсутствует свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, специальные разрешения (лицензии), торговые патенты, сертификаты соответствия ЭККА, компьютерных систем;
  6. отсутствует регистрация лица как плательщика налогов.

 

Напечатано: "Главбух", №42(144) за 2001г.

 


 

Наталья Плешкова
юрист Интернет-проекта urist.com.ua.

вверх страницы вверх страницы

 

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000