обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 06.03.2002 

Немного о малых предприятиях.

 

Скажи мне, сколько человек у тебя работает, и я скажу, кто ты.
Что такое малое предприятие.

 

Несогласованность законодательства относительно определения понятия "малого предприятия" нередко порождает ситуацию, в которой предприятие считает себя малым, но при этом, установленная отчетность определяет его иначе. С другой стороны, применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности напрямую зависит от того, является ли предприятие малым.

Сравнительная таблица, приведенная ниже, иллюстрирует несогласованность основных законодательных актов в этом вопросе. Закон "О предприятиях в Украине" (далее – Закон о предприятиях) содержит оговорку, что особенности создания и деятельности малых предприятий устанавливаются законодательством. Однако, вопреки обычаю, устоявшемуся в законодательном процессе, по которому положения акта по специальному вопросу детализируют и обеспечивают реализацию норм закона, Указы сужают детализацию, содержащуюся в Законе о предприятиях. От дифференциации малых предприятий по видам деятельности, их различительный признак сводится к простому определению числа работающих там сотрудников. А такой показатель как ограничение объема выручки определенной суммой, с точки зрения понятия малого предприятия, смущает отсутствием обоснований для его применения: предприятие из пяти человек, имеющее выручку от реализации свыше 1 млн. грн., не является малым?

Более "свежий" Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства" (далее – Закон о господдержке) по своему статусу является специальным законом по соответствующему вопросу, то есть его правоприменительное влияние на Закон о предприятиях сводится к уточнению положений о малых предприятиях. Данный Закон, не затрагивая вопроса численности работающих, идет по пути установления "денежного ограничителя" в "неукраинских" единицах. С позиций европейской интеграции, возможно, такой подход и логичен, однако, с точки зрения отчетности, разнообразие денежных единиц уничтожает унифицированный подход к определению "малости".

Законодательный акт Численность работающих Объем выручки от реализации
Закон о предприятиях в Украине от 27.03.91 № 887-XII, часть вторая статьи 2
  • Промышленность и строительство – до 200 человек;
  • иные сферы производства – до 50 человек;
  • наука – до 100 человек;
  • непроизводственная сфера – до 25 человек;
  • розничная торговля – до 15 человек.
Не установлен.
Указ Президента “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 12.05.98 № 456/98 пункт 4 Не превышает 50 человек за отчетный период 1.000.000 грн. за год.
Указ Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 № 727/98 пункт 1 Не превышает 50 человек 1.000.000 грн. за год.
Закон Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" от 19.10.00 №2063-III, статья 1 Не превышает 50 человек 500.000 евро годовой валовой доход

По этому вопросу разъяснение дал Государственный комитет статистики Украины в письме от 13.07.2000 №02-03-06/22, в котором содержатся перечни форм обязательной государственной статистической и финансовой отчетности для малых предприятий. В названных разъяснениях содержится акцент на то, что требование от малых предприятий статической и финансовой отчетности, не указанной в перечнях, составляющих дополнения №1 и №2 к разъяснениям, запрещается.

В качестве критериев отнесения предприятий к малым названные разъяснения Госкомстата, опять же, называют Закон "О предприятиях в Украине", Указ Президента “О государственной поддержке малого предпринимательства" и Указ Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". Особенности применения того или иного законодательного акта Госкомстат оставил без пояснений.

Принятый позже Закон о господдержке в разъяснениях Госкомстата не назван. Однако отдельные положения делают именно этот Закон нормой законодательства, конкретизирующей понятие "малого предприятия" в целях понимания соответствующих положений Закона о предпринимательстве. К тому же, "узаконенные" положения о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности имеют статус преимущественного применения над нормами Указов Президента по тем же вопросам в силу пункта 2 статьи 14 Закона о господдержке. Не ясно только с суммой в гривнях, которая является законодательным отображением "еврограницы".

А потому, обратимся к определению понятий "валовой доход" и "выручка от реализации". Под первым Закон "О налогообложении прибыли предприятий" понимает общую сумму доходов плательщика налогов от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение всего отчетного периода в материальной и нематериальной формах. Выручка от реализации, как видно из положений этого же Закона, конкретизирующих состав валового дохода, гораздо более узкое понятие, и приравнять его к валовому доходу нельзя, а значит, что субъекты, имеющие выручку от реализации в 1 млн. грн. при этом могут иметь валовой доход в 500 тыс. евро.

Положения Указов Президента относительно отнесения предприятий к малым являются нормами, совершенно отличными от части второй статьи 2 Закона о предприятиях. Так, Указ № 456/98 не распространяется на доверительные общества, страховые компании, банки, финансово-кредитные и иные небанковские учреждения, а также субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доля “не малых” субъектов предпринимательства составляет более 25%. Это означает, что Указ устанавливает исключения из общих правил отнесения предприятий к малым.

Как определяет пункт 5 Указа №456/98, для субъектов малого предпринимательства применяется льготное налогообложение (и только). Упрощенная же система налогообложения, учета и отчетности применяется к тем, у кого до 10 работающих и не более 250 тысяч в год выручки (таких Указ назвал микропредприятиями). А вот согласно Указу № 727/98, применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности следует ко всем юридическим лицам, имеющих не более 50 человек работающих и до 1 млн. выручки. Закон о господдержке устанавливает "размер" в 500 тыс. евро, причем для иного показателя.

Получается, что даже при наличии соответствующих положений законодательства, нужно еще догадаться, насколько мало предприятие.

Тем не менее, если вывести среднее из понятий малого предприятия, содержащихся к указанных выше законодательных актах, можно сделать вывод, что субъект хозяйствования, число работающих которого не превышает 50 человек, и годовой объем выручки от реализации которого не превышает 1 млн. грн., считается малым предприятием с точки зрения применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Этот вывод справедлив хотя бы потому, что Указ №727/98 не противоречит соответствующим положениям Закона о предприятиях, поскольку применение этого Указа направлено именно на установление упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Не противоречит он и Закону о господдержке, повторяя численность работающих и устанавливая ограничение по показателю, включающему в себя выручку от реализации. Указ №727/98 принят позже Указа №456/98, а по аналогичным вопросам применяются нормы более позднего законодательного акта. Однако, с другой стороны, Указ №727/98 исключает предприятия промышленности и строительства с численностью работающих до 200 человек, и предприятия науки с численностью работающих до 100 человек, из сферы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Но, тем не менее, применение упрощенной системы налогообложения основывается на этом подходе определения предприятия как малого, поскольку именно Указ №727/98, имеющий силу закона, изначально устанавливает возможность применения единого налога для юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, и его ставки, установленные пунктом 3 Указа.

Подобная логика соотношения законодательных актов нашла свое отражение в письмах Госкомпредпринимательства №1-221/1849 от 19.03.2001, в котором отмечено, что “из субъектов предпринимательской деятельности, которые согласно Закону N 2063-III относятся к категории субъектов малого предпринимательства, на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности могут перейти только те, которые соответствуют требованиям Указа N 746/99”, и ГНАУ № 224/2/17-0510 от 05.07.2001. Оба названных авторитета по вопросам понимания того или иного положения предпринимательских законов не видят противоречия Указа Президента №727/98 Закону о господдержке.

Указ № 727/98 определяет, что отнесение предприятий к малым производится по методике, которую утверждают органы статистики. Специально разработанной методики нет, но в каком-то смысле, установление перечня форм обязательной государственной статистической и финансовой отчетности в разъяснениях Госкомстата от 13.07.2000 для малых предприятий можно назвать методикой: по крайней мере, там указано, что именно следует сдавать. И малым предприятиям, которые затрудняются однозначно определить свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства, имеет смысл обратиться к названным выше разъяснениям Госкомстата.

В качестве обязательных для всех малых предприятий, не зависимо от видов деятельности, Госкомстатом названы:

  • Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Отчет об остатках, поступлении и затратах драгоценных металлов и изделий из них;
  • Отчет об остатках, поступлении и сдачи в Госфонд драгоценных металлов в виде лома и отходов;
  • Отчет о поступлении теплоэнергии;
  • Отчет об отпуске природного (сжиженного) газа;
  • Отчет о работе водопровода;
  • Отчет о работе канализации;
  • Отчет о результатах использования топлива, теплоэнергии и электроэнергии;
  • Отчет об образовании, использовании и поставке вторсырья и отходов производства;
  • Отчет об остатках и использовании топлива и топливно-смазочных материалов (квартальный);
  • Отчет об остатках и использовании топлива и топливно-смазочных материалов (месячный);
  • Отчет о наличие свободных рабочих мест (вакантных должностей) и потребности в работниках;
  • Отчет о высвобождении работников.
Кроме этого, предусмотрены около 40 дополнительных форм отчетности для малых предприятий по основному виду деятельности, а также 26 форм, которые малые предприятия предоставляют при возникновении определенных условий и 19, предоставляемых по определенным перечням. Такая вот упрощенная отчетность.

 

Напечатано "Главбух" №49(151) за 2001 год.

 


 

Наталья Плешкова
юрист Интернет-проекта urist.com.ua.

вверх страницы вверх страницы

 

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000