обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 16.03.2002 

СТРАХОВАНИЕ ПО-НОВОМУ.
Комментарий к Закону Украины
"О внесении изменений в Закон Украины "О страховании"
от 4 октября 2001 года №2745-III.

 

 

Новая редакция Закона о страховании заставит страховиков ближайшие три года, которые даны им появившимся законом, посвятить выполнению его требований, поскольку в противном случае им придется распрощаться с рынком страхования. Новая редакция Закона о страховании по сравнению с предыдущим вариантом основного документа, регулировавшего страховой рынок, полна не просто изменений, но и новелл.

Как и предыдущая реакция, Закон о страховании содержит запрет на применение обязательных видов страхования, не предусмотренных этим Законом.

Законом определен статус страховых компаний как финансовых учреждений, что, как показывает практика, может оказаться важным для применения отдельных норм законодательства.

Согласно новой реакции страховика можно только создать. Стать страховиком юридическое лицо, которое занималось иными видами деятельности, не может.

Изменены требования к формированию уставного фонда страховой компании. Возможная часть уставного фонда страховой компании, которая может быть сформирована в ценных бумагах теперь не может превышать 25%, остальная часть формируется деньгами. Согласно предыдущей редакции в денежной форме должно быть сформировано 60% "уставника". Требования к размеру уставного фонда значительно повысились, и "привязан" он теперь к евро, а не к экю, как это было ранее. При этом уже существующим страховикам придется сформировать свои уставные фонды в соответствии с Законом о страховании в срок, установленный Заключительными положениями Закона.

Страховики получили новые условия для инвестирования своих средств. Размер возможных взносов с уставных фонды других страховых компаний для отдельного страховика увеличен с 20%, которые устанавливала предыдущая редакция, до 30% собственного уставного фонда, а взнос в уставный фонд отдельного страховика может составлять 10% собственного уставного фонда по сравнению с 5%, что были раньше. Исключение из установленных ограничений составляют взносы в уставных фонд страховиков, занимающихся страхованием жизни.

Пересмотрен приоритет и виды возможного размещения страховых резервов. Кроме традиционно допустимых видов размещения, появилась законодательная возможность размещать средства в валюте, инвестировать в экономику Украины, правда согласно направлениям, определенным Кабмином, приобретать банковские металлы, кредитовать страхователей – граждан, заключивших договора страхования жизни в пределах выкупной суммы. Определенные виды инвестирования возможны при условии наличия у страховика индивидуальной лицензии Нацбанка.

Законодательством могут определяться страховики для осуществления определенных видов страхования, если для этого предполагается использование бюджетных средств, валютных резервов государства, гарантий Кабмина. Это происходит посредством проведения тендера, результаты которому должны быть обнародованы.

Новой редакцией узаконены доходы от размещения средств, формирующихся из страховых премий и взносов, как составляющая и/или источник страховых выплат. Кроме того, нынешний Закон о страховании предполагает индексацию согласно официальному индексу инфляции размера страховой суммы и страховых выплат по договорам страхования жизни, применение которой возможно, если это отражено в договоре страхования.

Отчетность страховиков, по-видимому, обрастет новыми формами. Так, отныне если объем страховых платежей, которые передаются в перестрахование нерезидентам, превышают 50% их общего размера, полученного с начала календарного года, перестраховик подает в орган надзора за страховой деятельностью декларацию по форме, установленной Кабмином. Данные деклараций являются основанием для проведения проверок органом надзора за страховой деятельностью.

Поскольку средства резервов по страхованию жизни не являются собственностью страховика и должны быть отделены от его остального имущества, страховики обязаны вести отдельный учет таких средств и учитывать средства резервов по страхованию жизни на отдельном балансе.

Понятие отчетности, предоставляемой страховиками органу надзора за страховой деятельностью, осовременено: под ней теперь подразумевается финансовая отчетность и отчетные данные по форме, установленной этим органом, а также информация по запросам.

Полномочия и права органа надзора за страховой деятельностью значительно расширились и преобразились. Добавились целый ряд прав, связанных с полномочиями по проведению проверок страховиков и страховых посредников. Проверки, как видно из отдельных положений Закона, могут проводиться на основании данных поданных деклараций с целью определения их достоверности, а также для проверки информации, содержащейся в жалобах, заявлений страхователей. Кроме того, проверки могут проводиться по поручению правоохранительных органов или органов государственной власти, и встречные проверки достоверности и правильности заключенных договор страхования и перестрахования.

Кроме того, на орган возложены функции по обучению, подготовке и переподготовке лиц, которые проводят деятельность на страховом рынке. Согласно Закону о страховании целый ряд таких лиц должны иметь соответствующую квалификацию: актуарии, аварийные комиссары, страховые посредники…. По-видимому, подтверждать такую квалификацию будет орган надзора за страховой деятельностью, названный в Законе "уполномоченным органом".

Определенные полномочия на орган надзора за страховой деятельностью возложены также в связи с ведением государственного реестра страховых и перестраховых брокеров, а также проверкой деятельности субъектов, включенных в этот реестр.

Изменилось положение страховых посредников. Кроме наличия поручения от страховика, для страховых посредников предусмотрена также регистрация органом надзора за страховой деятельностью. Для работы на страховом рынке Украины в качестве страховых и перестраховых брокеров допускаются и нерезиденты, которые могут проводить такую деятельность только через свои постоянные представительства в Украине, и при этом должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога и включены в государственный реестр страховых и перестраховых брокеров.

Определенный интерес может представлять положение обновленного Закона о страховании о том, что денежные обязательства по договору страхования жизни могут быть определены как в национальной валюте Украины, так и в свободно-конвертируемой валюте, или же в расчетных единицах, определяющих фактический размер обязательств страховика на день выполнения этих обязательств. Определение в Законе расчетных единиц можно назвать законодательным закреплением понятия условной единицы, широкое применение которой имело смысл, соответствующий закрепленному в Законе определению.

В отличие от предыдущей редакции, для перехода прав и обязательств по договорам страхования к правопреемникам юридического лица в случае его прекращения происходит не зависимо от наличия согласия на это со стороны страховика.

Новая реакция также вводит дифференциацию условий прекращения договоров страхования жизни и других видов страхования. Так, по договору страхования жизни в случае его досрочного прекращения страхователю выплачивается выкупная сумма, а по другим договорам страхования – возвращаются полностью уплаченные им страховые платежи.

Принимая решение об отказе в выплате страхового возмещения, страховик, согласно статье 26 Закона о страховании, не имеет право ссылаться на неудовлетворительное финансовое состояние. Сами требования к запасу платежеспособности страховика и нормативы расчета такого запаса претерпели изменения.

Кроме того, установлено ограничение доли поступлений сумм страховых платежей, которая не может быть меньше 80% общей суммы страховых платежей по соответствующим видам страхования в каждом месяце из предыдущих девяти.

Законом установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций предоставлять информацию по запросам относительно страховых случаев, в том числе и те данные, которые составляют их коммерческую тайну. За разглашение полученной информации несет ответственность получивший ее субъект. Обращаться с такими запросами могут не только сами страховики, но и Моторное (транспортное) страховое бюро.

Новая редакция Закона о страховании ввела такое понятие как "тайна страхования". По этим подразумевается конфиденциальная информация касательно деятельности и финансового состояния клиента – страхователя, которая стала известно страховику. За разглашение тайны страхования страховик несет ответственность за причиненный ущерб, в том числе за моральный вред.

Предоставляться информация, составляющая тайну страхования, может только в случаях, установленных законом, а именно:

  • по письменному запросу либо с согласия собственника такой информации;
  • по письменному требованию суда или по решению суда;
  • правоохранительным и налоговым органам по их письменному запросу касательно конкретного юридического или физического лица по конкретному договору страхования в случае возбуждения уголовного дела в отношении данного физического или юридического лица.

Эти ограничения не распространяются на случаи осуществления служащими органа надзора за страховой деятельностью действий, связанные с государственным надзором за страховой деятельностью. Сог

ласно пункту 2 Заключительных положений Закона о страховании, ему предоставлен приоритет в применении по отношению к другим законам и нормативно-правовым актам, принятым до него по соответствующим вопросам. При этом, предполагается замена обязательного государственного страхования на непосредственное осуществление компенсационной выплаты из Государственного бюджета Украины. Осуществление такой выплату предполагается по месту работы потерпевшего. Это означает, что, к примеру, вместо проводимого ранее обязательного государственного страхования медработников на случай инфицирования ВИЧ при исполнении служебных обязанностей, будет выплачиваться компенсация такому работнику в случае, если инфицирование произошло. Для реализации данного положения Закона о страховании Кабмин должен подать в Верховную Раду соответствующий проект закона. Действие обязательного государственного продлиться до принятия такого закона.

 

Напечатано: "Главбух" №51 (153) за 2001 год.    

 


 

Наталья Плешкова
юрист Интернет-проекта urist.com.ua.

вверх страницы вверх страницы

 

  « вернуться к оглавлению "обозревателя"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000