обозреватель консультации публикации это мы не проходили опять учиться давайте знакомиться о проекте написать письмо
обозреватель консультации публикации это мы не
проходили
опять учиться давайте
знакомиться
о проекте написать
письмо

  « главная страница

 

 

 31.03.2001 

На чем строится административная ответственность?

 

 

Административная ответственность (вид юридической ответственности) - это форма реагирования уполномоченных государством органов (должностных лиц) на несоблюдение установленных правил поведения или нарушения определенных запретов. Это реагирование проявляется в виде применения санкций к нарушителю за конкретное предусмотренное законодательством нарушение.

В отечественном законодательстве на сегодня не существует документа, в котором были бы сконцентрированы все нормы, предусматривающие административную ответственность.

И хотя бесспорно основополагающим нормативно-правовым актом, регламентирующим этот вопрос, является Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), административная ответственность предусмотрена и другими законами Украины:

  • "О борьбе с коррупцией";
  • "О правовом режиме чрезвычайной ситуации";
  • "О статусе народного депутата Украины";
  • "О статусе депутатов местных Советов народных депутатов";
  • "О правовом статусе иностранцев";
  • "Об объединениях граждан";
  • "Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине";
  • "О коллективных договорах и соглашениях";
  • "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения";
  • "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства";
  • "Об исключительной (морской) экономической зоне Украины";
  • "О приватизации государственного имущества";
  • "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине";
  • "О защите от недобросовестной конкуренции";
  • "О государственной налоговой службе в Украине";

    Таможенный кодекс Украины.

Наступление административной ответственности связано с совершением лицом административного правонарушения (проступка)", определение которого содержится в ст. 9 КУоАП.

Для признания каких-либо действий (или бездействия) лица административным проступком необходимо, чтобы они содержали состав административного правонарушения. В составе административного правонарушения есть четыре обязательных элемента: объективная сторона, объект, субъективная сторона, субъект.

Объективная сторона. Это тот элемент состава, который характеризует внешнюю сторону проступка, внешнее поведение нарушителя и помогает установить: были ли с его стороны совершены противоправные действия или допущено противоправное бездействие.

Объект. Это та сфера общественных отношений, которой административным правонарушением наносится вред. Объект того или иного правонарушения можно определить исходя из названия главы в Особенной части КУоАП. Например, объектом такого административного правонарушения как незаконная торговая деятельность (ст. 1602 КУоАП) являются урегулированные законом отношения в сфере торговли и предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона. Под субъективной стороной любого правонарушения понимают внутреннюю сторону деяния; ее элементы - вина, мотив, цель. Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию. С этих позиций различают две формы вины:

  1. умысел (прямой или косвенный);
  2. неосторожность (противоправная самонадеянность и грубая неосторожность).

Вина для состава административного правонарушения – обязательный элемент любого его состава, в то время как мотив и цель для конкретных административных проступков не являются по закону обязательными.

Под субъектом любого вида ответственности понимается лицо, которое совершило правонарушение и может в соответствии с законом нести ответственность за совершенное. К административной ответственности может быть привлечено лицо, которому на момент совершения правонарушения исполнилось 16 лет. Для ряда составов административных правонарушений предусмотрено, что субъектом может быть только должностное лицо (специальный субъект).

Не могут привлекаться к ответственности лица, совершившие правонарушение в состоянии невменяемости (ст. 20 КУоАП), в состоянии крайней необходимости (ст. 18 КУоАП) или в состоянии необходимой обороны (ст. 19 КУоАП).

Для привлечения лица к административной ответственности наличие всех указанных элементов состава должно быть достоверно установлено.

Сроки наложения административного взыскания регламентируются ст. 38 КУоАП. Точно определить начало истечения этих сроков позволяют протоколы об административном правонарушении и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, в случае несогласия с налагаемым на Вас взысканием нужно настаивать на составлении протокола. Это право предусмотрено в части третьей ст. 258 КУоАП. Протокол об административном правонарушении является необходимым актом, в котором фиксируется факт правонарушения.

Именно на основании протокола в последующем может быть вынесено постановление уполномоченного органа (должностного лица) о применении к правонарушителю предусмотренного законом административного взыскания.

Содержание протокола об административном правонарушении определено в ст. 256 КУоАП.

Во второй части этой статьи указано, что протокол должен быть подписан составившим его лицом, правонарушителем, а при наличии свидетелей и потерпевших - и ими. Если же правонарушитель подписать отказывается, об этом делается соответствующая запись в протоколе лицом, его составившим. Правонарушитель имеет право представить свои возражения и замечания относительно содержания протокола, а также мотивы своего отказа от его подписания.

Во избежание грядущих проблем стоит не пренебрегать этим правом, а изложить свою точку зрения на самом бланке протокола (на обратной стороне листа, сбоку, по диагонали...). В крайнем случае, подписывая протокол с возражениями, сделайте в тексте протокола (рядом с подписью лица, его составившего) отметку о том, что Ваши возражения изложены на отдельном листе и вручены данному лицу.

Органы (должностные лица), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, перечислены в ст. 255 КУоАП. Перечень органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, приведен в ст. 213 КУоАП.

Подведомственность дел об административных правонарушениях (четкие рамки полномочий по рассмотрению конкретного дела об административном правонарушении) урегулирована нормами гл. 17 КУоАП... Однако, если к Вам было применено административное взыскание, будет нелишним убедиться, что орган (должностное лицо), вынесшее соответствующее постановление, действовал в пределах полномочий, установленных для него законодательством.

 

Наталья Плешкова
юрист

вверх страницы вверх страницы

  « вернуться к оглавлению "это мы не проходили"

© Наталья Плешкова, Сергей Скибун - 2000